Задержка психоречевого развития у детей

Zaderzhka psihorechevogo razvitiiaЗадержка психоречевого развития у детей (ЗПР ) - одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются в своей практике детские неврологи, психиатры, психологи, логопеды. О методах лечения ЗПР можно прочитать на специализированных сайтах, например, http://sprauting.ru/autoneyritoterapiya/ Мы же рассмотрим проблемы диагностирования заболевания.

Высокая распространенность заболевания, разнообразие этиологии, клинический полиморфизм, недостаточная эффективность лечения определяют эту проблему не только как исключительно медицинскую, но и как педагогическую и социальную.

С учетом этих особенностей, в первую очередь необходимо четкое определение терминологии, которая используется для установления диагноза детям, страдающим нарушением умственных способностей. Несмотря на четкое терминологическое определение, может возникнуть ряд проблем, затрудняющих своевременную диагностику ЗПР у детей с когнитивными нарушениями. Прежде всего, следует отметить одну из многих причин - это несвоевременное обращение родителей ребенка к специалистам. Частым ответом на вопрос врача «где же вы раньше были?» Было «думали - перерастет».

В таких случаях типичным является обращение к невропатий лога в возрасте ребенка 4-5 лет, когда родители начинают осознавать, что ребенок без медицинской помощи не успеет в школу догнать сверстников. В других случаях родители честно рассказывали о том, что стеснялись своих детей и даже ограничивали их общение с детьми во дворе и детьми друзей и знакомых. В некоторых семьях родители вообще не признавали задержку развития ребенка и акцентировали внимание врачей только на языковых и поведенческих проблемах, по поводу которых, собственно, и обращались к врачу.

Также одной из важных проблем в практической диагностике задержки психоречевого развития у детей является отсутствие простой и доступной психодиагностической методики, которую можно применить к детям в возрасте до 4 лет. Как известно, для оценки уровня интеллекта детей дошкольного возраста и учащихся младших классов при психодиагностичном обследовании применяют версию шкалы Векслера (WPPSI) для детей 4-6,5 лет, которая является своеобразным тестирования когнитивных возможностей в настоящее время.

При наличии соответствующих психодиагностических данных возможна установка диагноза даже умственной отсталости с 4-летнего возраста. Следует сказать, что тест определения интеллекта по Векслеру достаточно трудоемкий метод, который требует наличия специально подготовленного психолога, что возможно только в условиях узкоспециализированного стационара или центра. Также, следует отметить, что не во всех детей, которые должны тестироваться, это возможно, в связи с грубыми нарушениями поведения. То есть, в условиях районной поликлиники чаще нет возможности провести массовое квалифицированное психодиагностическое обследование по Векслеру детей с когнитивным расстройством.