Отношение «врач - пациент» как основа успеха в лечении

Сейчас ни для кого не секрет, что современное состояние отечественной медицины довольно сложное. Обычно главной причиной такой неутешительной ситуации называют хроническое недофинансирование.

Существенными препятствиями является отсутствие адекватной нормативно-законодательной базы и промедление с реформированием отрасли. Однако нет вины самих врачей в том, что происходит сегодня в медицинской сфере. Возможно в этих неблагоприятных обстоятельствах все же улучшить качество медицинских услуг? И главное - за счет чего?

Едва ли не самая важная предпосылка успешного лечения - доверие пациента к врачу. Но, к сожалению, отношения «врач-пациент» пока далеки от идеальных. Так, люди сегодня больше знают о лекарственные препараты, чем 10-15 лет назад, некоторые считают себя даже более образованным, чем врач, при этом сами себе назначают лекарства. Этому способствуют доступные цены на препараты и отсутствие необходимости рецепта для приобретения. Например, цены на лекарства в аптеках Хабаровска сегодня практически не отличаются от московских, а количество аптек самое высокое за последние десять лет.

К тому же многие пациенты убеждены, что врачей больше интересует вознаграждение, чем состояние здоровья человека, обратившегося на прием. А поэтому медицинские работники часто сталкиваются с предвзятостью, определенным скепсисом относительно способности специалиста правильно установить диагноз, недоверием к назначенной терапии. Все это требует дополнительных психологических усилий и желания работать.

Действительно, сегодня эта проблема очень актуальна, на нее в последнее время все больше внимания обращают наши врачи. Несмотря на определенный статус и авторитет, специалисту довольно часто приходится быть не только врачом, но и психологом, чтобы убедить пациента в целесообразности назначенной терапии и необходимости выполнять все рекомендации. Конечно, можно руководствоваться поговоркой: «Кто топится, то и за соломинку цепляется» и продолжать работать по существующей схеме.

Однако мнение, что от не невысокого качества медицинского обслуживания страдает только пациент, ошибочно. Врач при данных обстоятельствах тоже не будет получать удовольствия от своей работы: его угнетать психологическая усталость, раздражительность, недовольство. Безусловно, в том, что сегодня нарушена взаимосвязь «врач-пациент», усматривается и вина самих е специалистов. Есть основания говорить, что некоторые врачи заботятся исключительно о вознаграждении? Или прописывают они иногда дополнительные препараты, которые не являются обязательными для лечения, взамен получая от производителя определенное денежное вознаграждение.

К сожалению, на эти вопросы сегодня есть все основания отвечать утвердительно. Сами врачи часто виноваты в том, что у больных возникает недоверие к ним, поскольку деятельность некоторых из медицинских работников противоречит основам этики и деонтологии. Известны факты, когда врачи позволяют себе в присутствии пациента критиковать результаты диагностики или методы лечения своих коллег из других медицинских учреждений, что является это недопустимым.