Проблемы со зрением у детей

По данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее время во всех странах мира качественно и количественно изменился контингент детей с недостатками зрения. Из-за изменения этнологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянные совершенствования лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось количество тотально слепых детей.

За счет этого увеличилось количество детей слабовидящих с остротой зрения 0,05-0,1, а также наблюдается тенденция роста врожденных форм зрительной патологии при наличии остаточного зрения, с остротой зрения 0,01-0,04 среди детей, принадлежащих к категории слепых , 77% имеют светоощущения. Учитывая рост количества таких детей, а также а также цены на лечение глаз в Москве, наряду с консервативным лечением, возникает необходимость в использовании и развития остаточного зрения как важного компенсаторного средства.

Развитие остатков зрения сопровождает весь учебно-педагогический процесс учебного заведения для детей с нарушениями зрения. Важно осознать, что дети с тяжелыми нарушениями зрения отличаются умениями использовать свое зрение, у них усложняется полное и адекватное восприятие окружающего мира. Понятие о природе, природные предметы и явления бедные, страдает обобщения понятий, дети имеют весьма ограниченный чувственный опыт. Все это сказывается на процессах мышления, на развитии как устного, так и письменной речи, памяти, внимания, воображения. Ребенка с патологией зрения необходимо научить повышать производительность зрительной нагрузки, направить работу на развитие зрительных возможностей, зрительное внимание, способность к распознаванию изображений и обследования объектов.

Важную роль в этом деле играют прогулки и экскурсии на природу. Ребенок должен не просто видеть объект природы, но и рассмотреть его характерные признаки, при этом используя чувство осязания, слуха, обоняния, суставно-мышечной чувствительности и, конечно, свое зрение. Прогулки на природе дают возможность лучше ознакомиться с животными, растениями, природными явлениями; приучают детей видеть прекрасное и одновременно дают возможность провести тренинг по ориентированию в пространстве, пользуясь таким случаем, провести работу по формированию детского коллектива.