Балетные спектакли и бальной хореографии

Хореографическое искусство настоящее характеризуется жанровым и стилевым разнообразием, это касается, в том числе и бального танца. Зародившись и сформировавшись как бытовая форма хореографии, этот вид хореографического искусства развивается в ХХ в. еще и в соревновательном (художественном и спортивном) и сценической (эстрадном и театральном) направлениях. И если бытовой и соревновательный бальный танец в целом уже сформировались и имеют определенные традиции сферы применения, то в сценическом направлении до сих пор продолжаются поиски. Вырастая как сценическая форма в условиях эстрады, развиваясь в контексте тематических концертных и развлекательных шоу программ, бальный танец, наряду с зрелищностью, постепенно приобретал признаков драматургии, театрализации, аккумулировав специфические выразительно изобразительные средства для создания художественного образа. Испытывая интегративного воздействия театральных жанров, в частности оперно-балетного и музыкально-драматического, сценическая бальная хореография в совместных вокально-хореографических композициях для художественных выступлений тяготеет к хореографической миниатюры с развитой драматургией. И если на начальном этапе в создании хореографических миниатюр использовалась традиционная танцевальная музыка, то со временем все чаще привлекались музыкальные фрагменты из балетов, опер, оперетт, мюзиклов и тому подобное. Таким образом, с помощью хореографической миниатюры с развитой драматургией происходил постепенный переход сценической бальной хореографии от эстрадного до театрального жанра. Применение достижений родственных видов искусств ускорили появление на рубеже тысячелетий крупных форм в сценической бальной хореографии - балетных спектаклей. Заимствована из классической хореографии, балетная форма начала активно внедряться в сценическую практику бального танца в Украине и за рубежом почти одновременно. Так, австралийский шоу-балет, сформированный из сорока лучших танцевальных дуэтов мира, в 90-х годах ХХ в. совершил ряд постановок балетных спектаклей средствами бальной хореографии. Одним из первых в его репертуаре стал балет «Кармен» на музыку Ж. Бизе. Ансамбль бального танца университета Бригома Янга (штат Юта, Калифорния, США) совершил попытку поставить балет-мюзикл на музыку Э. Ллойд Уэббера «Призрак оперы». Кстати, заказать и купить билеты на мюзикл «Призрак оперы» в Москве в сезоне 2014-2015 можно на сайте http://www.bilettorg.ru/show/10203/. В жанре хореографической миниатюры с развитым сюжетом работала танцевальная группа Флетчер-Сальберг (Англия). Такие танцевальные коллективы созданы и в других странах Восточной и Западной Европы. В России еще на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. сформировались два коллектива, один из которых - Театр бального танца А. Шульгиной - специализировался на балетах-дивертисментах со старинными бальными танцами, второй - шоу-балет «Звездный экспресс» А. и В. Андрюкин - на хореографических миниатюрах за музыкальными фрагментами мюзиклов. В Украине в этом направлении работали Севастопольский театр бального танца В. Елизарова, Киевский театр бального танца А. Касьянова, театр танца «Диамант» В. Машина, «Империя танца» С. Рыбака и несколько танцевальных групп. В разное время они осуществили постановки таких балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Болеро» М. Равеля; балетов-мюзиклов «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Эвита», «Призрак оперы» Э. Ллойд Уэббера, «Собор Парижской Богоматери» Р. Коччианта, «Чикаго» Дж. Кандер; балета-рок-оперы «" Юнона "и" Авось "» А. Рыбникова и др. Но для бальной хореографии балет - явление новое и не совсем привычное, поэтому в режиссерско-постановочном процессе возникло множество проблем, обусловленных недостаточной сформированности композиционных приемов и средств, специфических для этого вида искусства.