Профилактика кариеса у детей

Профилактика кариесаОдним из приоритетных направлений детской стоматологии является профилактика развития кариеса зубов, большим преимуществом которой является не только позитивное влияние на стоматологическое здоровье ребенка, но и его относительно низкая стоимость по сравнению с лечением. Известно, что потеря зуба в перспективе ведет к значительным материальным затратам, например, зубы металлокерамика, цена которых может достигать нескольких десятков тысяч рублей, – довольно сложные в изготовлении и трудоемки.

Неотъемлемой частью о программ профилактики кариеса является повышение уровня санитарно-образовательной работы, которая должна проводиться с учетом возраста, состояния гигиены полости рта (ПР) и стоматологического статуса ребенка, его мотивации, уровня знаний и навыков по гигиене ПР. Для разработки программы гигиенического обучения было проведено анкетирование по питанию и уровню санитарно-гигиенических знаний. Анализ регулярности гигиенического ухода за ПР показал, что у детей 6-7 лет только половина (50%) чистят зубы дважды в день. Среди детей 8-12 лет больше половины детей (55,6%) чистит зубы дважды в день, но делают это правильно лишь 33,3% детей. И только половина детей возрастной группы 13-15 лет (48%) придерживаются правильной методики, несмотря на то, что 76% чистят зубы дважды в день.

Одним из важных факторов риска развития кариеса является высокое содержание углеводов в питании детей. Подтверждением этого являются результаты опроса открытого типа по питанию, которое показало, что 26,7% детей 6-7 лет не имеют представления о вредном влиянии сладостей на зубы. Потребляли кондитерские изделия при каждом приеме пищи 53,3% детей; мучные изделия - 36,7%; кладут в чай более трех чайных ложек сахара 23,3% детей, получая при этом, двойную суточную норму. Сладостями и кондитерскими изделиями при каждом приеме пищи лакомились 52,0% школьников 13-15-летнего возраста, и 76,0% детей потребляли их в промежутках между основными приемами пищи. При изучении уровня санитарно-гигиенических знаний и качества питания показали недостаточную осведомленность детей и их родителей с этими вопросами. Это подтверждает необходимость разработки программы гигиенического воспитания, в основу которой положен медико-педагогический подход, который позволяет формировать у детей систему знаний по профилактике кариеса у детей и других стоматологических заболеваний.