Сегодня у нас экскурсия во всемирно известный художественный музей с лучшей коллекцией картин и статуй эпохи Возрождения – галерею Уффици во Флоренции. Слово Uffizi означает «офисы» или «канцелярии», потому что здание задумывалось как административное и строилось для флорентийского правительства. В середине 16-го века правивший тогда тосканский герцог Козимо первый Медичи пригласил художника, писателя и зодчего Джорджо Вазари для реализации своей задумки. Было спроектировано здание в форме буквы U с портиками, лоджией, соединяющей два крыла здания, и длинным узким внутренним двором. В конце 16-го века Франческо первый Медичи распорядился убрать из Уффици канцелярии магистратуры и собрал во дворце самые ценные экспонаты семейной коллекции. На протяжении веков род Медичи покровительствовал людям искусства, заказывая картины у признанных мастеров и начинающих художников. Кроме того, коллекция постоянно пополнялась греческими и римскими артефактами, а также шедеврами, выкупленными у аббатств. Анна-Мария, последняя из рода Медичи, в середине 18-го века передала в дар городу здание Уффици и бесценные сокровища рода Медичи с условием, что они никогда не покинут Флоренцию и будут доступны для созерцания всем желающим. Галерея Уффици открыла свои двери для публики, став общественным достоянием, раньше Лувра и Британского музея.
Ну а наша группа проходит досмотр, получает наушники и в сопровождении гида начинает осмотр музея. Мы поднимаемся по великолепной монументальной лестнице Вазари. Вначале она вела только на второй этаж комплекса и заканчивалась в вестибюле придворного театра Медичи. Со временем помещения театра переоборудовали под хранилища и выставочные залы, а лестницу продолжили и создали новый вход, чтобы посетители могли пройти в музей.
Вся экспозиция галереи представлена на третьем этаже и организована в хронологическом порядке, начинаем осмотр с восточного крыла. С правой стороны коридора большие окна, выходящие во внутренний двор галереи на Piazzale degli Uffizi. С левой стороны залы галереи. В самом коридоре бюсты и портреты представителей рода Медичи, копии античных скульптур.
Потолочные перекрытия коридоров разделены балками на квадраты, расписанные гротесками – на белом фоне причудливая вязь из арабесок, цветочных гирлянд, человеческих фигур, стилизованных растительных мотивов. Этот античный стиль был популярен в Италии в 15-16 веках.
В длинных коридорах галереи под потолком идет непрерывный ряд небольших портретов обширной династии Медичи, ее ближних и дальних родственников и свойственников. На колоннах между оконными и дверными проемами большие портреты европейских монархов. Приятно было увидеть и «наших». Портрет Петра первого на фоне Гангутского сражения написал русский художник Иван Никитин. В начале 18-го века он возглавляет группу пенсионеров, отправляемых учиться "художествам" в Италию. При них было рекомендательное письмо самого Петра первого к герцогу Тосканскому Козимо третьему Медичи во Флоренцию. Там Никитин и написал этот парадный портрет со всеми наличествующими атрибутами - воронёные латы, тёмно-красная горностаевая мантия, корабельная пушка, жезл в руке, указующий путь к победе. Заведомая театральность, расчет на эффект, но при этом сильное, молодое, исполненное удачи лицо с весёлыми глазами. Пётр торжествующий, уверенный в том, что "небывалое бывает".
Парным к портрету царя Никитин написал и портрет его супруги Екатерины первой в синей мантии и белом парике. Оба эти портрета были преподнесены герцогу Козимо и обнаружены во Флоренции сотрудниками Эрмитажа. Выполнены они по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко.
Галерея Уффици изначально создавалась как собрание статуй, картины появились там гораздо позже. Сейчас статуи выставлены в двух-трех залах и в коридорах галереи. Дионис и сатир - римская копия 2-го века древнегреческой скульптуры. Прекрасный юноша-сатир Ампелос, возлюбленный Диониса, похвалялся перед богиней Селеной, и та послала ему смерть. Расстроившись, Дионис превратил тело Ампелоса в первую виноградную лозу и создал вино из его крови.
Эту скульптуру я, к сожалению, не смогла идентифицировать. Не помню, что было написано на табличке, и была ли она вообще. Явно какой-то древнегреческий бог или герой со своей воздыхательницей.
Одним из первых экспонатов музея стала скульптурная группа Геракл и кентавр (Геркулес и Несс), она появилась в восточном коридоре галерее в самом конце 16-го века и с тех пор уже не меняла своего места. Это воссозданный шедевр 3-го века до нашей эры, полуразрушенную скульптуру восстановил в 16-ом веке флорентийский скульптор Джованни Каччини. Согласно древнегреческому мифу, кентавр Несс был перевозчиком на реке Эвен. Геракл попросил Несса переправить свою жену Деяниру на другой берег, а сам пустился вплавь. Кентавр же соблазнился прелестями Деяниры и решил ее похитить. Разгневанный Геракл ранил Несса стрелой, смазанной ядом лернейской гидры, и поборол обидчика (в скульптуре как раз и отражен этот момент). Но это стало началом его конца… Умирая, Несс убедил Деяниру собрать его кровь в качестве приворотного зелья, и когда Геракл на старости лет сбежал с молоденькой, жена пропитала этой кровью хитон (а в крови-то был смертельный яд лернейской гидры...) и послала его в дар супругу. Так закончил свои дни прославленный герой, а безутешная Деянира, терзаемая муками совести, заколола себя мечом. В общем все умерли, такие дела…

Скульптура Амур и Психея рассказывает о великой повести любви. Психея - в греческой мифологии образ, олицетворяющий душу, ее представляли себе в образе нежной девушки с крыльями бабочки. Она была так прекрасна, что люди принимали ее за Афродиту и поклонялись ей. Богиня задумала месть и приказала Амуру пробудить в Психее любовь к какому-нибудь жалкому и недостойному человеку, но увидев Психею, Амур сам полюбил девушку. Потом там было много перипетий, напоминающих нашу сказку Аленький цветочек, но пройдя сквозь множество испытаний, посланных свекровью Афродитой, Психея воссоединилась с Амуром, чтоб никогда не разлучаться.
Эту скульптуру мне тоже не удалось найти – кто это, на чем это?

Похоже, что это Нереида (морская нимфа) на Гиппокампе (морской конь из упряжки Нептуна) – персонажи древнегреческой мифологии.
Скульптура Триумф Диониса. Дионис – это древнегреческий бог, олицетворяющий страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотскую любовь. Рядом с ним Пан – божество из свиты Диониса, получеловек-полукозел. В руке у Диониса флейта Пана, выглядит он довольно грустно и неприступно, а Пан явно от него чего-то хочет и, как мне кажется, не флейту…
Начинаем осматривать залы галереи. Войдя в восточный коридор, поворачиваем направо, там угловой зал №1 – зал археологии. Спящий гермафродит - прекрасная римская копия 1-го века с греческого оригинала 2-го века до нашей эры. У Овидия в Метаморфозах описано, как сына Гермеса и Афродиты, прекрасного Гермафродита, полюбила и возжелала нимфа Самалкида, но скромного юношу только напугали страстные притязания. И тогда нимфа, обвив его, стала молить богов о вечном слиянии с любимым. Боги вняли мольбам и слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо. Вот такая романтическая история о слиянии двух начал в образ целостной личности, объединяющий противоположности, в символ изначального совершенства и независимости, несмотря на его двойственность. О как!
Мраморная группа Лаокоон и его сыновья - копия 16-го века с ватиканского древнегреческого оригинала 1-го века до нашей эры Баччо Бандинелли. Из поэмы Вергилия Энеида мы знаем о Троянском коне, так вот, жрец Аполлона Лаокоон предостерегал троянцев заводить в город оставленного данайцами огромного деревянного коня. Бог Посейдон, бывший на стороне данайцев, разгневался и наслал на жреца и его сыновей две огромные змеи. В скульптуре удивительно тонко переданы ужасающая физическая боль и безмерная скорбь души, надрыв, мощь, бессилие, душераздирающие эмоции.
Геракл Фарнезе – римская копия из мрамора скульптуры Геракла 2-го века нашей эры с бронзового оригинала конца 4-го века до нашей эры, ныне утраченного, приписываемого Лисиппу. Геракл изображен в момент отдыха от своих подвигов. Он стоит, опираясь на палицу, с которой свисает львиная шкура, в правой руке, отведенной за спину, яблоки из сада Гесперид. На этот сюжет была сделана не одна скульптура, а копий и того больше, каждая из них имеет свои отличия. Они есть и в Лувре, и в Эрмитаже, и в Ватикане, да много еще где. Эта же копия нашла свое место во Флоренции, в Уффици.
Античная мраморная скульптура Вепрь, найденная во время раскопок на Эсквилинском холме в Риме и подаренная во Флоренцию. В середине 16-го века ее поместили в Уффици, а бронзовую копию поставили неподалеку на Новом рынке в качестве фонтана. Туристы любят тереть пятачок кабана, засовывать в его пасть монетки – считается, что от этого исполняются желания, а флорентийцы ласково называют его порчеллино (кабанчик).
Идем в зал №2, где выставлены картины 13-14 веков - периода дученто, положившего начало искусству Проторенессанса в истории итальянской культуры. На фото слева Маэста (так называли в 13-ом веке в Италии изображения Богоматери, ударение на последнем слоге) Дуччо ди Буонинсенья – алтарный образ, написанный по заказу Дуомо Сиены, негласного центра поклонения Деве Марии в то время.
Это самая масштабная картина, дошедшая до нас с 13-го века, ее еще называют Мадонна Ручелаи по имени первого владельца. Справа на фото Маэста работы Джотто ди Бондоне, ее второе название Мадонна Оньиссанти - единственная дошедшая до нас живописная работа Джотто. Этот алтарный образ написан в начале 14-го века для готической францисканской церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции, в нем все черты, присущие творчеству Джотто - яркие краски, очеловеченный облик Марии. Рядом с Маэстой полиптих Джотто из флорентийской церкви Бадиа, на нем Мадонна с младенцем, святые Николай, Петр, Бенедикт и Иоанн Богослов.
Третий алтарный образ в зале - Маэста Чимабуэ, написанный для церкви Святой Троицы во Флоренции. Во всех трех образах прослеживается отход от строгих канонов, переход от иконного стиля к более живой живописи, отражающей материальность мира, пафос земного, осязаемого – отсюда берет свое начало искусство эпохи Возрождения, первым этапом которого стал Проторенессанс.
Зал №7 посвящен шедеврам раннего Возрождения (середина 15-го века), когда пространство уже изображается в соответствии с законами перспективы. Фигуры приобретают физическую массу и пропорции, использование светотени придает им объемность. Центральная панель триптиха Паоло Учелло Битва при Сан-Романо изображает сражение между флорентийцами и сиенцами, две других панели в Национальной галерее Лондона и в парижском Лувре. Именно Учелло стал создателем научной теории перспективы в живописи, его фантастический стиль имеет черты сказочности, красочности. Работа Доменико Венециано Мадонна и младенец со святыми Франческо, Джованни Батиста, Зеноби и Люсией – новый тип алтарного образа. Три арки, поддерживаемые колоннами, напоминают о традиционной форме полиптихов. Утренний прозрачный свет, придающий фигурам объемность, отсутствие золотого фона отражают современные веяния.
Зал №8 посвящен творчеству Филиппо Липпи (вторая половина 15-го века), называемому отцом флорентийского Возрождения, предтечей Сандро Ботичелли. Это художник необычной судьбы – осиротев, он в 15 лет стал монахом, через 10 лет бросил монастырскую жизнь, полюбил монахиню Лукрецию Бути и похитил ее из женского монастыря в Прато. Покровитель художника Козимо Медичи ходатайствовал перед папой об освобождении их от монашеского обета и признании их брака законным. Картины Липпи наполнены любовью к земным радостям, восхищением красотой, страстностью, чувственностью и пылкостью. Великолепный алтарный образ Коронование Богоматери, известный также как Коронование Мариньи, был написан для флорентийской церкви Сан-Амброджо.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами - самая известная из работ Филиппо Липпи, абсолютный шедевр, который сразу был воспринят художниками-современниками как иконографическая модель. Пейзаж на заднем плане передает атмосферный эффект, позже этот прием часто будет использовать в своих картинах Леонардо да Винчи. Эту картину можно назвать первой светской интерпретацией религиозной темы. В прекрасном образе Мадонны художник запечатлел свою жену Лукрецию Бути, а ребенок на ее руках - его сын Филиппино. По этой картине видно, какое огромное влияние оказал Липпи на творчество своего ученика Сандро Боттичелли, картины которого мы увидим в следующем зале.
Картина Липпи Поклонение Младенцу со святыми Иосифом, Иеронимом, Марией Магдалиной и Илларионом написана по заказу монастыря Анналены. Работа принадлежит к периоду, когда художник еще был подвержен влиянию готического искусства – об этом говорят композиция, тяжелые плотные нимбы, подобие перспективы.
Ещё один шедевр в этом зале — прославленный Урбинский диптих с портретами герцога и герцогини Урбино, написанный Пьеро делла Франческа. Диптих был привезен во Флоренцию невестой Фердинандо второго Медичи Викторией делла Ровере, последней представительницей рода правителей Урбино. На портретах изображены герцог Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца. Жизненность изображенных персонажей, которые доминируют на фоне великолепного ландшафта, делают это произведение самым значительным из всего, что было создано итальянскими портретистами Раннего Возрождения.
В зале №10-14 когда-то располагался театр Медичи, в конце 20-го века здесь, в серии объединенных комнат, собрали крупнейшую в мире коллекцию произведений Сандро Боттичелли. В детстве Сандро отправили учиться ювелирному мастерству, но ювелиром он так и не стал, увлекшись живописью. Однако полученные в результате обучения навыки, четкость линий, чувство стиля остались с ним и в новой сфере. Дальнейшее обучение Боттичели проходил у Липпи и Верокьо. Картина Сандро Боттичелли Мадонна в розарии или Мадонна дель Розето – одна из первых картин, где художнику удается отойти от влияния учителей, это типичная ранняя Мадонна Боттичелли, она пронизана задумчивостью и лиризмом. За спиной Мадонны виден сад с цветущими розами, одним из символов Богородицы.
Картина Боттичелли Мадонна с Младенцем и шестью святыми или Алтарь Сант Амброджио – тоже ранняя работа художника. Этот алтарный образ на деревянной доске долгое время находился во флорентийском монастыре Сант-Амброджио, а в начале 19-го века был передан в галерею Уффици. Многофигурная композиция изображает Мадонну с Младенцем на троне в окружении шести святых. Уже здесь виден почерк Боттичелли - вытянутые вверх фигуры, непропорционально крупные туловища, удлиненные кисти, узкие плечи, в поздних работах эти черты усилятся, приобретут трагические настроения.
Картина Мадонна во славе – еще одна из ранних Мадонн художника. Богоматерь здесь восседает на облаках во славе печальных скорбных серафимов, образующих вокруг нее арку, ореол. Очень эмоциональная картина – во взглядах и фигурах читаются грусть и предвидение неизбежного.
Поклонение волхвов – картина создана во второй половине 15-го века по заказу банкира Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы для его часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. Мария восседает посреди руин древнего Рима, что символизирует конец старого, отжившего свое мира и начало нового, христианского. В качестве персонажей картины Боттичелли выписал известных горожан - практически вся семья Медичи прибыла на поклон к младенцу, изображены философы, поэты, писатели, видные деятели, а также сам автор картины (крайний справа). Эта работа даровала мастеру славу и благоволение правящей династии Флоренции.
Мадонна на троне, четыре ангела и святые - алтарная композиция для церкви Святого Варнавы во Флоренции. Эта картина написана спустя десятилетие от предыдущих – видно как изменились лики Марии и младенца, композиция и объемность персонажей. Некоторые образы выглядят поистине великолепными – святая Екатерина полна затаенной страсти, святой Варнава с лицом мученика, а изображение Иоанна Крестителя одно из наиболее глубоких и человечных в искусстве того времени.
Картина Сандро Боттичелли Клевета (конец 15-го века) - на троне восседает царь Мидас, прислушивающийся к Подозрительности и Неведению, что шепчут что-то ему в уши. Злоба (фигура в темной одежде) ведет под руку Клевету, красивую девушку в обличье невинности, тянущую свою нагую, умоляющую о помиловании жертву, а косу ей плетут Зависть с Ложью. В левой части картины оголенная фигура Истины указывает в небо, однако же определить правду под силу одному лишь Раскаянию – оно изображено художником в виде сгорбленной старухи, подобной плакальщице. Одни увидели в этой картине наговор, от которого мучился сам художник, а другие - потаенную аллегорию суда над Савонаролой.
Благовещение Честелло - Сандро Боттичелли изобразил момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает деве Марии, что она ожидает ребенка, зачатого промыслом Божьим от Духа Святого, и ее будущему сыну суждено стать спасителем мира. Ангел преклонил колени, Дева смиренно склонила голову и протягивает руки в невольно протестующем жесте – она удивлена и испугана. Картина написана для церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци в монастыре Честелло. Впечатляют глубина, воздушность, продуманность цветовой гаммы, оттененная пейзажем.
Фреска Сандро Боттичелли Благовещение была написана во Флоренции на стене лоджии госпиталя Сан Мартино делла Скала. В то время в городе завершилась страшная эпидемия чумы, унесшая множество жизней, и работа была заказана Боттичелли в знак победы над болезнью. В связи с ремонтом больницы фреске был нанесен значительный ущерб, и только в начале 20-го века она была передана в галерею Уффици и там отреставрирована. Пространство гигантской фрески разбито на две части колоннами, справа спальня Марии, она в состоянии глубокого транса, лицо абсолютно неподвижно. В левой открытой части архангел Гавриил - он только прилетел, замер в воздухе. Вся картина пронизана божественными лучами света. В перспективе пейзаж с горой Фавор.
Картина Сандро Боттичелли Мадонна Магнификат - самая известная из картин Боттичелли на религиозный сюжет, написанных для частных капелл. Название она получила по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Эта картина типичное флорентийское тондо, круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты - благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму остается впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности. Вся картина пронизана атмосферой задумчивой меланхолии, лицо Мадонны отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица.
Картину Мадонна с гранатом заказали представители налогового ведомства для Зала заседаний суда палаццо Синьории. Она тоже представляет собой флорентийское тондо, но в отличие от предыдущей картины, здесь использован обратный прием, создающий эффект вогнутой поверхности. Картина получила свое название благодаря гранату, который держит в руке Младенец. В христианстве гранат символизирует вечную жизнь, множество в единстве, духовную плодовитость, церковь с множеством членов. Во времена Боттичелли гранат также рассматривали как олицетворение страданий Христа.
Картина Боттичелли Весна - неоспоримый шедевр, исполненный в готическом стиле раннего Средневековья. Полотно со сложным философским содержанием, изысканное и самобытное, полное философского смысла, с множеством явных и скрытых нюансов. Это ода идеальной женщине и любви. В центре богиня любви Венера, напоминающая Мадонну, она объединяет героев правой части изображения, которые символизируют плотскую любовь и земные ценности, с героями левой части, воплощающих моральные ценности и непорочную любовь. Справа бог ветра Зефир преследует прекрасную нимфу Хлорис, чтобы заставить ту стать его женой. Этот союз превращает нимфу в богиню природы Флору, которая в роскошных одеждах величественно шествует по цветущему саду. Слева Меркурий, символ разума и красноречия, он охраняет этот сад. Рядом с ним Грации, возвышенные спутницы Венеры, символизирующие целомудрие, платоническую любовь и возвышенное наслаждение. Венера в центре олицетворяет собой как духовные чувства, так и земные, а сын ее Амур уже готов выстрелить в одну из прелестных Граций. Весну Боттичелли связывают с культурой Италии эпохи Возрождения. Все символы и аллегории картины были хорошо понятны людям того времени.
Картина Рождение Венеры Сандро Боттичелли — одно из самых выдающихся произведений эпохи Возрождения. Обнажённая богиня, стоя на раковине, подгоняемой по волнам западным ветром Зефиром в объятиях своей жены Флоры, подплывает к берегу и выходит на сушу. Одна из Ор (богинь времён года) стоит наготове с алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. В этой работе сквозь античную тему звучит христианская, а соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения. Моделью для Венеры послужила Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи, первая красавица Флоренции. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала лицом флорентийского Ренессанса.
Картина Сандро Ботичелли Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего уникальна по своему исполнению, аналогичных ей работ эпохи Возрождения просто нет. В то время портреты всегда писали в профиль, фон отсутствовал, Боттичелли же развернул юношу почти в анфас, написал
фоном пасторальный пейзаж. Чей это портрет, кто был его заказчиком, до сих пор доподлинно неизвестно.
И последняя в нашем описании картина Ботичелли - Паллада и кентавр. Она была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на его вилле Кастелло вместе с картинами Весна и Рождение Венеры. Кентавр на картине воплощает соединение в человеке низменного и высокого, лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах. Вместо Афины-воительницы Боттичелли изобразил Афину-пацифику, алебарда, оливковые ветви и венок которой символизируют добродетель. Эта аллегория победы мудрости над страстями, победы сил мира над силами разрушения.
В этом же зале выставлена картина Франческо Боттичини Три архангела и Товий, написанная по заказу Братства Архангела Рафаила. В центре архангел Рафаил ведёт Товия, в руке у которого пойманная рыба, с ними архангелы Михаил с мечом и Гавриил с цветком лилии в руке.
Завершает экспозицию этого зала триптих мастера северного Возрождения Хуго ван дер Гуса Алтарь Портинари (конец 15-го века). Итальянец Томазо Портинари, возглавлявший представительство банка Медичи в бельгийском Брюгге, заказал этот алтарь для церкви Сант Эджидио во Флоренции. Триптих посвящен поклонению пастухов младенцу Христу, он вызывает умиление и выполнен в отличной от итальянского Возрождения манере. Когда алтарь был переправлен морем во Флоренцию, он поразил увидевших его и оказал большое влияние на итальянскую живопись. На меня в этом зале произвели самое большое впечатление, как ни странно, не Весна, не Рождение Венеры, не тондо, а ранние Мадонны Боттичелли, портрет юноши и Алтарь Портинари.
Зал №15 посвящен Леонардо да Винчи – самому загадочному творцу в истории, яркому представителю универсального человека, идеалу итальянского Возрождения. Он создал новую живописную технику,
применил прием сфумато - дымку между зрителем и изображением, смягчающую цветовые контрасты и линии, в итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Картина Верроккьо Крещение Христа – первый дошедший до нас живописный опыт Леонардо. Ему, как своему ученику, Андреа дель Верроккьо поручил написать крайнего слева ангела и фоновый пейзаж. Впервые примененная техника сфумато и мастерство ученика настолько поразили учителя, что он признал превосходство Леонардо.
Не оконченная картина Леонардо да Винчи Поклонение волхвов – удивительная и загадочная работа мастера. В конце 15-го века он начал писать ее для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, где служил его отец. Так и не закончив картину, Леонардо переехал в Милан, завершить работу пытались другие художники, но только исказили первоначальный замысел. В наши дни после долгой реставрации ее восстановили. Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку. Темный всадник среди развалин олицетворяет зло, всадник ближе к Марии и сама Богородица с младенцем олицетворяют добро, на заднем плане картины идет битва. Основная часть людей вокруг Девы Марии и маленького Христа олицетворяет добро, которое торжествует над злом - это главная идея произведения .
Еще одна ранняя картина Леонардо – Благовещение. Он написал ее еще будучи учеником, вернее переписал поверх неудачных набросков других учеников. Очень реалистично выписаны крылья архангела, пейзаж на заднем плане, цветущий луг. Картина написана необыкновенно мягко и чисто по цвету, с ощущением простора и свободы перспективы.
В этом зале выставлены картины многих художников того периода времени, Пьета Пьетро Перуджино одна из них. Пьета в переводе означает сострадание, жалость, так в то время называли картины с изображением скорби Богоматери над мертвым Иисусом, лежащим у нее на коленях. Перуджино, учитель Рафаэля, создавал картины, в которых царит какая-то особенная тишина. Золотистый прозрачный воздух, светлая печаль на лицах, приглушенные цвета одежд, уходящие в перспективу арки – все это завораживает, умиротворяет, примиряет с трагедией сюжета.
Зал №18 это Трибуна или Комната Чудес Уфицци - восьмиугольный зал, построенный Герцогом Медичи для собрания произведений искусства и посвященный свадьбе с Бьянкой Капелло. Это было первое помещение в Уффици, предназначенное для личной коллекции Герцога (артефакты, живопись, античные мраморные статуи, статуэтки из серебра и бронзы, каменные вазы, драгоценности, медали, античные камеи и разные ценные вещи). Трибуна задумывалась как место, в котором произведения искусства должны были выставляться на обозрение публики, по сути она была первым музеем на Западе. Трибуна, предназначенная для размещения произведений искусств, сама была построена и украшена как произведение искусства. Это самая старая часть галереи, единственная на сегодняшний день, сохранившая средневековый дух Уффици. Такие кабинеты удивительных вещей стали крайне популярны в Европе в эпоху Возрождения, знаменитая Кунсткамера Петра первого именно такой образец коллекционирования. После реставрации Трибуны Уффици вход в неё закрыли, можно только заглянуть внутрь через дверные проемы.
Зал Трибуны символичен, здесь присутствуют четыре элемента стихий – окна под барабаном купола символизируют воздух, ракушки, покрывающие купол изнутри, это вода, красный цвет стен символизирует огонь, а камни пола и мрамор землю. Цвета стихий соответствуют цветам герба династии Медичи — красный, белый, синий и золотой. Над дверными проемами герб Медичи с короной в украшениях, прославляющих династию.
Большой купол Трибуны имеет базу из позолоты покрытую красным лаком, который становится более прозрачным кверху, что создает необычный цветовой эффект, дополняемый красивыми переливами перламутровых раковин. Вверху купола фонарь, позволяющий свету проникать сверху и равномерно распределяться по комнате, создавая возможность для идеального обозрения каждого уголка Трибуны.
Наиболее известное произведение зала - скульптура Венера Медичи (I век до нашей эры). Это копия другого шедевра, не дошедшего до нас - Афродиты Книдской Праксителя, великого и знаменитого грека. Скульптура была воспета Плинием и считалась самой красивой на земле. Древние историки и современные специалисты считают, что моделью для Праксителя стала Фрина, знаменитая афинская гетера, о чьей красоте слагали целые легенды. Во времена Козимо третьего скульптура была помещена в Трибуну вместе с другими античными статуями из римской виллы Медичи. Эта Венера стала прототипом для Венеры Ботиччелли и других произведений искусства.
По стенам Трибуны развешаны полотна в большинстве своем принадлежащие кисти придворного художника семейства Медичи Аньоло Бронзино. Это в основном написанные в стиле маньеризма аристократические портреты членов семьи правящей династии – тщательно прописанные ткани, украшения, аксессуары, изящные позы и отчужденная замкнутость образов, бесстрастные лица. Портрет Франческо первого де Медичи был написан Бронзини, когда принцу было 10 лет. Он был старшим сыном Козимо первого Медичи, великого герцога Тосканы и его жены Элеоноры Толедской. Выросши, Франческо стал сначала регентом, а потом и Великим Герцогом Тосканским.
Рядом портрет Биа Медичи, внебрачной дочери Козимо первого. В пять лет девочка умерла от лихорадки, отец заказал ее посмертный портрет. Эта картина одна из лучших работ Бронзино.
Портрет Джованни Медичи, еще одного сына Козимо первого Медичи. В 17 лет Джованни стал кардиналом, а на портрете ему два года. В руке у ребенка щегол, символ христианства. Это едва ли не единственный живой эмоциональный портрет, написанный Бронзино.
Рядом портрет Марии Медичи в детском возрасте, первого ребёнка и первой дочери Козимо первого, великого герцога Тосканы и Элеоноры Альварес де Толедо. На портрете принцессе 11 лет, она была умной и образованной девушкой, но в 17 лет умерла от малярии.
Картина Бронзини Элеонора Толедская с сыном Джованни - один из его лучших портретов. Элеонора Толедская, дочь испанского вице-короля Неаполя, была выдана замуж за герцога Козимо первого, у них был счастливый брак, родилось одиннадцать детей. На портрете она со своим вторым сыном Джованни (тем самым, со щеглом). Элеонора Толедская предстает здесь как правительница Тосканы – статичная поза, роскошное платье из серебряной парчи с золотым шитьем, драгоценные украшения, лицо выражает холодную отстранённость и безразличие. Малыш рядом с ней тоже не по-детски серьезен. Типичный парадно-аристократический двойной портрет.
Борцы или панкратионисты — древнеримская статуя борцов, выполненная по утраченному греческому оригиналу. Её обнаружили в конце 16-го века, тогда же ее приобрёл кардинал Фердинандо Медичи для собрания древностей на своей вилле, впоследствии скульптура была перевезена во Флоренцию в Трибуну Уффици.
Восточный коридор заканчивается, и мы переходим в южный. Это застекленная перемычка между двумя длинными параллельными корпусами галереи. Из окон открываются прекрасные виды. Сначала прямо, на противоположный берег Арно.
Дальше вид направо, на Арно с ее мостами. Хорошо видно коридор Вазари – от галереи Уффици к мосту Веккьо, по мосту на другую сторону реки. За мостом Ponte Vecchio (Понте Веккьо - Старый мост) виден мост Ponte Santa Trinita (Понте Санта Тринита – мост Святой Троицы), за ним Ponte alla Carraia (Понте алла Каррайя – Каретный или Горбатый мост),за ним Ponte Amerigo Vespucci (Понте Америго Веспуччи – современный мост) и за ним вдали безымянный автомобильный мост. Прекрасный открыточный вид, не правда ли?
Вид во внутренний двор галереи Уффици. Видны подъемный кран во дворе, башня Арнольфо палаццо Веккьо, купол Брунеллески Кафедрального собора.
И, заканчивая круг, вид налево на крыши исторического центра города.
Поворачиваем в западный коридор галереи и начинаем осмотр его залов. Зал № 25 - в нем единственная сохранившаяся до нашего времени оконченная картина Микеланджело Буонарроти Мадонна Дони. Это тондо с изображением Святого Семейства, написанное мастером в молодые годы по случаю брака флорентийских аристократов Аньоло Дони и Маддалены Строцци (начало 16-го века). Микеланджело считал, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. В этом тондо он верен себе – гладкая кожа персонажей напоминает мрамор, изгибы фигур Девы Марии и младенца напоминают античную скульптуру, фигура Мадонны довольно мускулиста. В этой картине не так много святости, персонажи больше напоминает крестьянское семейство, присевшее отдохнуть на лугу, но Микеланджело удалось передать внутреннюю духовность красивых людей, полных нежной любви к своему ребенку.
Здесь же, у входа в зал, римская копия древнегреческой скульптуры (3-ий век до нашей эры) Спящая Ариадна Медичи. Ариадна была дочерью критского царя Миноса. После того как она помогла Тесею пройти через Лабиринт и убить Минотавра, неблагодарный герой покинул ее, спящую, на острове Наксос, где ее пробудил ото сна Дионис и взял в жены. Статуя отличается редкой красотой композиции и создает поэтический образ сна, один из наиболее замечательных в греческой скульптуре. Существует несколько реплик древнегреческой скульптуры, эта Ариадна долгое время была на вилле Медичи в Риме, потом ее переправили во Флоренцию в Уффици, после этого она не раз меняла место своего обитания. И вот не так давно она опять вернулась.
Переходим в зал №26 – зал Рафаэля Санти. Рафаэль творил свои картины практически в тот же период, что и Микеланджело, но его стиль более легкий, воздушный. Его картины создают впечатление плавности, легкости, изящества, лиризма, гармонии, красоты. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро, изнеженного и болезненного наследника герцога Федерико да Монтефельтро, решительного и удачливого военачальника, разносторонне образованного человека и щедрого мецената. Его сын Гвидобальдо продолжил славные традиции отца, создав в предгорьях Альп город с университетом, существующим и поныне, с дворцом, где царила атмосфера утонченной духовности, где велись возвышенные беседы о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви. В этом городе Урбино родился, провел свои детство и юность гений Высокого Возрождения Рафаэль Санти.
В пару к портрету Гвидобальдо Рафаэлем был написан Портрет Елизаветы Гонзага, жены герцога. Эти две картины хранились в герцогском дворце в Урбино, затем их перевезли во Флоренцию как часть художественного собрания герцогов Урбинских. Эта коллекция стала приданым Виттории делла Ровере, жены Фердинандо Медичи и дочери последнего герцога Урбино.
В первые годы 16-го века Рафаэль переехал в столицу Ренессанса Флоренцию, где достиг больших успехов в портретном жанре. Одной из заметных его работ стал Парный портрет супружеской четы Дони – состоятельного торговца шерстью Аньоло и его молодой жены Маддалены, происходившей из знатного флорентийского семейства Строцци. Эти две картины нужно воспринимать вместе, ведь они задуманы и выполнены именно как парные изображения и раньше даже скреплялись шарнирами наподобие алтарных складней. Портреты Аньоло и Маддалены хранились у потомков рода Дони, затем во флорентийском Палаццо Питти, а сейчас они выставляются в Уффици.
Картина Рафаэля Молодой человек с яблоком - это портрет Франческо Мария делла Ровере. Он попал во Флоренцию с коллекцией делла Ровере при браке Виттории делла Ровере с будущим великим герцогом Фердинандом вторым. Портрет несет в себе черты фламандской живописи, и не удивительно – в то время Рафаэль изучал именно фламандскую школу.
Автопортрет Рафаэя Санти, написанный им в возрасте 22 лет в самом начале 17-го века. Плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Мягкий свет пронизывает портрет, в образе юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения, только спокойная задумчивость и немного грусти.
Картина Мадонна со щеглом была заказана Рафаэлю его другом торговцем Лоренцо Нази к собственной свадьбе. От картины веет умиротворением, но щегол, символ Страстей Христовых в руке Иоанна Крестителя, к которому тянется младенец Христос, вносит тревожную ноту. В середине 16-го века в результате землетрясения картина, написанная на доске, раскололась на 18 частей, которые соединили вместе, но швы оставались отчётливо видны. В самом начале нашего века Мадонна со щеглом была отреставрирована.
Зал №28 посвящен творчеству Тициана Вечеллио, выдающегося итальянского живописца эпохи Высокого Возрождения. Ему делали заказы короли и папы римские, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. На картине Флора живой, полнокровный и одновременно приподнятый над реальностью образ юной, цветущей, мечтательной девушки. А букетик в ее руке только добавляет сходство с римской богиней цветов.
Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере - парадный портрет аристократки из знатного итальянского рода, одетой в роскошный наряд. Тициан тщательно выписал и рыхлость бархата, и блеск золота, и воздушность кружева. Ему удалось передать и нежный румянец на белой коже, и карие глаза, светящиеся умом и силой, не смотря на парадность позы и бесстрастность лица.
Венера Урбинская, написанная Тицианом в первой половине 16-го века, была приобретена Гвидобальдо делла Ровере, герцогом Урбинским. На картине молодая венецианка, красавица с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами в классической позе «Венера стыдливая». Уютная комната, мирт на окне, белое постельное белье, собачка в ногах – все это символы чистоты и супружеской любви.
Венера с Купидоном, собачкой и куропаткой – еще одна из многочисленных возлежащих обнаженных Венер Тициана. Если от предыдущей картины веет светом и теплом, а молодая женщина безмятежна и довольна жизнью, то здесь все по-другому – мрачный пейзаж оттеняет задумчивое, печальное лицо, в глазах горечь и разочарование. Купидон тревожно и испуганно смотрит на Венеру, и только игривая собачка, подкрадывающаяся к куропатке, немного разряжает атмосферу.
В зале 31 представлены картины Паоло Веронезе, еще одного венецианского художника, родившегося в Вероне. Веронезе работал в основном в жанре монументально-декоративной росписи, он продолжил и обогатил традицию изображения празднеств, был непревзойденным среди венецианцев колористом и мастером сложных пространственных композиций. Картина Святое семейство со Святой Варварой и маленьким Иоанном Крестителем - яркая цветовая гамма прозрачных и насыщенных тонов, нескрываемая декоративность композиции наполняет ее эмоциями, красотой и жизнью, торжеством любви и земной красотой.
В области портрета достижения Веронезе были менее значительны. Лишь в немногих своих самых ранних портретах, например Граф Изеппо да Порто с сыном Адриано, молодой художник создает образы, неожиданно подкупающие своей сердечностью и естественной непритязательностью мотива.
Зал 41 – фламандская живопись 17-го века. Здесь выставляются картины знаменитого нидерландского живописца, одного из основоположников искусства барокко, Питера Пауля Рубенса. Художник, создавший множество полотен, на которых царствует изобильная плоть, был в то же время тончайшим портретистом. Писал он по большей части родных и друзей, как, например, Портрет Изабеллы Брандт, его первой жены. Этот портрет Рубенс написал незадолго до ее смерти, написал ее молодой и привлекательной, с живыми умными глазами и нежной улыбкой. От Изабеллы словно исходит невидимый свет, она была для Рубенса любимой женой и, по его словам, превосходной подругой. Вторая жена художника, Елена Фоурмен, внешне была очень похожа на Изабеллу.
До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он. Все они написаны без пышности и аксессуаров, нет в них и вульгарного самолюбованья, скорее они — интимные автобиографии, дневник жизни художника и человека, написанный немногословно, сдержанно, но ярко и необычайно выразительно. На этом Автопортрете (начало 17-го века) изображен зрелый муж, дипломат и всемогущий, известный всей образованной Европе живописец.
Залы 42-45. Рембрандт Харменс Ван Рейн, голландский живописец, график, рисовальщик и офортист, был тем художником в новой европейской живописи, кто стремился проникнуть в глубины человеческой души. Он писал много автопортретов, словно беседовал с самим собой. В молодости, еще будучи счастливым и беспечным, он любил изображать себя нарядным и слегка позирующим, как в этом автопортрете (Портрет молодого мужчины). Рисуя себя цветущим, художник как будто пытался удержать на холсте молодость и красоту.
И недаром – не прошло и двадцати лет, как художник был объявлен несостоятельным должником, его имущество продали с молотка, остаток дней он провел в крайне стесненных условиях. Но, не смотря на это, в последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает наибольших высот. Автопортрет того времени (Портрет старого мужчины). Человек, какой он есть — слабый, находящийся во власти времени и все-таки сильный, пока чувствует в себе биение жизни - вот главная тема живописи Рембрандта.
Портрет Маргариты Лотарингской, герцогини Орлеанской – картина Антониса ван Дейка, фламандского живописца и графика, мастера придворного портрета в стиле барокко, создателя нового типа декоративного портрета. Он был придворным художником Карла первого, который посвятил ван Дейка в рыцари и пожаловал ему статус королевского художника. За свою жизнь художник написал множество парадных портретов царственных особ, всегда стремясь передать их внутренний мир. Вот и в этом портрете легкая улыбка, мечтательный взгляд, цветущая молодость.
Конный портрет императора Карла пятого - под работой пояснение, что это "свободная интерпретация картины с тем же сюжетом работы Тициана, которую ван Дейк лицезрел в Прадо благодаря копии, сделанной Рубенсом". Вообще-то кроме лошади ничего общего в тех портретах нет. Картина ван Дейка прекрасна и полна экспрессии – грозовой морской пейзаж, мастерски выписанный конь, развевающаяся красная перевязь. Только не понятно, что за жирная утка пририсована в небе на фоне туч

Наверное, дань прославлению царственной особы – в клюве у не понятно кого, похоже, лавровая ветвь…
Зал Караваджо (Микеланджело Меризи) – итальянского художника, реформатора европейской живописи 17-го века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко. Его картина Медуза была написана в самом конце 16-го века по заказу кардинала Франческо Дель Монте, который задумал преподнести герцогу Медичи необычный подарок – картину, написанную на круглом щите. Согласно легенде, любое живое существо, взглянувшее Медузе в глаза, тотчас обращалось в камень, и только Персей сумел перехитрить монстра - он напал на Медузу, глядя на ее отражение в своем медном щите, и отрубил ей голову. Но даже после смерти Медуза была опасна - ее мертвые глаза не утратили своей силы и по-прежнему могли превратить любого в каменное изваяние. Чтобы изобразить на выпуклой поверхности щита женское лицо, художник использовал популярные в те времена приемы копирования при помощи зеркала и стекла. Для современников Караваджо картина была несомненным шедевром, несмотря на мрачные тона, потоки крови и драматический сюжет.
Картина Караваджо Принесение в жертву Исаака написана на известный библейский сюжет - Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести в жертву своего любимого сына Исаака. Изображение просто переполнено эмоциями - даже ангел выглядит обеспокоенным, агнец с тревожным взглядом тянет голову, будто моля положить его на место Исаака, на лице Авраама отражены борющиеся внутри него истовая вера и отцовская любовь. Художник меняет каноны традиционной религиозной живописи - евангельских персонажей он изображает в виде обычных людей, религиозный сюжет выглядит как жанровая сцена, как подробный драматичный отчет с места событий.
Вакх, одна из самых красивых и необычных картин Караваджо - графическое воплощение алкогольного расстройства, где женоподобный юноша с нездоровым румянцем и грязью под ногтями томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю с очевидным эротическим подтекстом

Исследователи считают, что Караваджо смог изобразить физические, неврологические и психиатрические симптомы алкоголизма – розацеа, пренебрежение личной гигиеной, двигательные нарушения (тремор рук привел к появлению ряби вина в чаше, а правый локоть так неловко лежит, что вот-вот соскочит и попадет в хрупкий графин), расширенные кровеносные сосуды, выраженное покраснения лица, опухшие веки и гиперемия кистей, феминизация внешности (следствие эндокринных нарушений при алкогольной болезни печени). Переспевшие гнилые плоды, растрескавшийся гранат и пожелтевшие листья напоминают нам о быстротечности жизни. Картина воплощает в себе одновременно здоровье и болезнь, жизнь и смерть, символизирует бренность всех земных удовольствий, быстротечность молодости и неизбежность дряхлости

Любопытная деталь - после реставрации картины на стекле графина был обнаружен автопортрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше - отражение самого Вакха.
Одна из самых впечатляющих картин эпохи барокко - Юдифь, обезглавливающая Олоферна итальянки Артемизии Джентилески, едва ли не единственной женщины-художницы, работы которой представлены в галерее Уффицы. Она была первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, первой художественной Академии Европы. Артемизия изучала живопись в мастерской отца, потом у флорентийского художника Агостино Тасси, который подверг ее насилию. Семь месяцев длилось унизительное и мучительное судебное разбирательство, оказавшее влияние на ее творчество - всю последующую жизнь Артемизия будет выбирать для картин сюжеты, где женщина вынуждена либо терпеть насилие, либо каким-то образом бороться с ним. Вот и в этой картине под видом Олоферна она изобразила Агостино, а в образе Юдифи – себя. Сюжет взят из ветхозаветных историй - молодая иудейка Юдифь, чтобы спасти свой народ от нападения превосходящих сил ассирийцев, проникает в покои ассирийского полководца Олоферна, обольщает его, а когда тот засыпает, обезглавливает его. Резкие контрасты делают сцену эмоциональной, драматической и пугающе реалистичной, потоки крови, потрясающее хладнокровие Юдифи усиливают впечатление.
Поклонение младенцу Христу - картина Геррита Хонтхорста, нидерландского художника Золотого века, яркого представителя утрехтской школы. В начале 17-го века он учился и работал в Риме, где испытал влияние Караваджо, итальянцы прозвали его Герардо Фламандец и Ночной Герардо за умение изображать ночные сцены при искусственном освещении. Несколько картин Хонтхорста, в том числе и эту, приобрел один из герцогов Медичи после поездки в северную Европу. Картина необыкновенная – Мария развернула пеленки, Иосиф смотрит через ее плечо, два ангела наклоняется над кроваткой, а ребенка озаряет лунный свет. Но художник передает это так, будто свет исходит от святого младенца и озаряет всех вокруг него. Удивительная, волшебная картина – от нее самой исходят свет и тепло доброты и любви.
ГерритХонтхорст писал не только на религиозные темы, его излюбленная тематика – это интимные жанровые сцены, музицирование, застолье, природа. Ему хорошо удавались театрализованные живописные мизансцены, как комедийные, так и трагические. В его полотнах эффект искусственного ночного освещения, изысканный колорит красок, ранее не сочетаемых между собой, мягкие светотеневые контрасты. На картине Счастливая судьба сцена гадания – молодая женщина с недоверчивой и ироничной, но довольной улыбкой воспринимает услышанное. Ее кавалер явно встревожен – ему, видимо, не нашлось места в предсказании гадалки, но та улыбается, а зрители завороженно наблюдают. Художник при жизни был необычайно знаменит и уважаем, но в наши дни, к сожалению, забыт даже у себя на родине.
Маттиас Стомер, как и его учитель Хонтхорст, был одним из тех, кого называют караваджистами, то есть последователями итальянского художника Караваджо. От своего учителя Стомер перенял в том числе и особенности светотени, которые использовал в картине Благовещение. Дева Мария и явившийся ей архангел Гавриил озарены пламенем свечи, колеблющийся свет подчеркивает удивленное и немного испуганное выражении лица Марии, ее жест. Все изображенное Стомером выглядит в этом свете волшебным - руки и лица приобретают теплоту, кажется, что персонажи живые, стоят рядом с вами. Такой эффект характерен для живописи Караваджо и его последователей.
Картина Римское милосердие Бартоломе́о Манфреди, итальянского живописца родом из Мантуи, одного из ближайших учеников Караваджо. Картины Манфреди описываются как крепкие, предпочитающее простые, часто фризовые композиции, геометрические, сильно освещенные формы, простонародные типы. Упрощая стиль Караваджо, Манфреди сделал его доступным многим иностранным художникам, приехавшим в Италию из Северной Европы в начале 17-го века, и позволил реализму Караваджо, уже приходящему в упадок, продлить свое существование более чем на десятилетие. Сюжет картины взят из древнеримской истории – старик по имени Цимон ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода, тюремщик разрешил его дочери Перо навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали. В Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести. Сюжет этот был довольно популярен в живописи, он встречается даже на помпейской фреске.
На этой милосердной ноте мы заканчиваем осмотр галереи Уффици. Разве что заглянем еще на открытую террасу на крыше лоджии Ланци (на плане буква «С»)

В далекие времена Медичи с нее наблюдали за церемониями на Пьяцца делла Синьория, а сейчас там уютное кафе и смотровая площадка, с которой открываются красивые виды на купол Брунеллески кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольню Джотто, на башню Арнольфо палаццо Веккьо.
Ну и маршрут, по которому мы осматривали галерею Уффици.
Уставшие и переполненные впечатлениями, выходим из галереи на Piazzale degli Uffizi, узкую площадь между двумя корпусами Уффици. На ней, конечно же, столпотворение – туристы, уличные художники, живые статуи. Хорошо виден легкий изящный переход между корпусами галереи, из которого мы любовались на реку Арно.
У нас еще есть немного свободного времени, и мы по улице между палаццо Веккьо и Уффици доходим до пьяццо Грано (Piazza del Grano) и поворачиваем к реке.
У самой Арно, на площади Piazza dei Giudici, стоит старый дворец Кастеллани (11-ый век), а в нем музей Галилея. Музею принадлежит одна из самых важных коллекций научных инструментов в мире.
Постоянная выставка включает в себя все артефакты Галилео Галилея, среди которых два телескопа, термометры, которые использовали члены Академии Чименто и экстраординарная коллекция земных и небесных глобусов. В библиотеке музея около 150 тысяч научно- исторических работ, старинная коллекция книг насчитывает 5000 экземпляров.
На набережной возле музея солнечные часы с разметкой прямо на тротуаре и с голубым шаром Землей на вершине стелы.
Свободного времени было совсем немного, поэтому в музей Галилея не попадаем, а хотелось, очень

Возвращаемся на пьяцца Синьории, по дороге заглядываем в прелестный внутренний дворик палаццо Веккьо с фонтанчиком, где собираются группы для осмотра дворца, но, к сожалению, без нас

Угол площади Синьории – справа палаццо Гонди, там и сейчас живут потомки древнего знатного рода, прямо колокольня флорентийского аббатства.
Последняя фотка на площади Синьории, и пора-пора-пора бежать к нашему туравтобусу у вокзала Санта Мария Новелла. Где-то здесь выскользнул из моих потных ладошек а потом и из чехла многострадальный мобильник, экран пошел трещинами, но, слава богу, на рабочих качествах это не сказалось, фунциклирует до сих пор. На НГ Дед Мороз обещал принести новый мобильник. Посмотрим…
По уже знакомому маршруту пробегаем площадь Республики. Не удержалась, сфотала цветочный рынок в галерее Триумфальной арки.
На этом всё – аривидерчи, Фиренце. Может быть, еще увидимся.
