
ортодоксы Израиля рассадник вируса
«Преемственность» - самый большой ультраортодоксальный миф. Они верят, что их образ жизни — это тысячелетняя еврейская традиция, и все евреи во все времена стремились изучать Тору всю жизнь, пока их не отвратили от пути истинного чужеродные идеи. Конечно, это небылицы.
Идеологии добровольной самоизоляции и закрытия своей общины от внешнего мира около 200 лет, и она возникла, как реакция на просвещение и эмансипацию евреев. Практика, по которой каждый мужчина должен изучать Тору всю жизнь, весь день, каждый день, ничего кроме этого не делая, существует только с середины 1950-х годов, когда большинство ультраортодоксальных евреев были сконцентрированы в Израиле и в США, где они могли позволить себе жить, пусть бедно, но посвящая себя целиком учебе в иешивах.
Создание «общества учащихся», как назвал его покойный израильский профессор социологии Менахем Фридман, было вызвано травмой Катастрофы. Многие тысячи выживших евреев отказались от своей веры. Некоторые несомненно не смогли простить раввинам того факта, что перед войной они призывали свою паству оставаться в Европе, а сами потом сбежали, воспользовавшись своими связями, бросив своих последователей на произвол судьбы. Но те, кто выжил и не потерял веры, стали распространять после войны мифологические воспоминания о «мире Торы».
Великие старые иешивы Восточной Европы даже на своем пике никогда не насчитывали более нескольких тысяч учащихся, туда отбирали гениальных детей, а также сыновей раввинов и богатых меценатов. Подавляющее большинство ультраортодоксальных евреев работали и зарабатывали себе на жизнь. Сегодняшние иешивы в Израиле с их сотнями тысяч учеников всех возрастов — это совсем не «возрожденный мир Торы».
Это — новое явление, которое могло появиться только в стране, где раввины через своих политических представителей договорились с государством о сохранении своей автономии без вмешательства, но при финансировании со стороны израильского налогоплательщика. Но рядовые ультраортодоксы очевидно так не считают. Для них процветание иешив и их способность жить, не работая, является небесным подтверждением того, что раввины правы.
Почему они должны верить в обратное? Израильская реальность упорядочена согласно их вере. Тора — это жизнь, а раввины непогрешимы.
Последний раз, когда Израиль загерметизировали, был в 1991 году, во время войны в Персидском заливе, когда на Тель-Авив падали иракские «скады» Саддама Хусейна. Тогда ультраортодоксы наотрез отказались подстригать бороды, а, значит, и носить противогазы. Противогаз просто не налезал на бороду. Раввин Элиэзер-Менахем Шах, тогдашний главный духовный авторитет «литовского» направления, приказал, чтобы иешивы оставались открытыми, несмотря на то, что все другие школы в Израиле закрылись. Рав Шах пообещал, что изучение Торы предотвратит падение ракет на Бней-Брак.
Его пророчество исполнилось. Ракеты попали в соседний Рамат-Ган. Они в любом случае не имели химических боеголовок, поэтому противогазы оказались не нужны. Тора спасла Бней-Брак. Миф еще раз доказал себя. И продержался почти 30 лет.
Раввин Хаим Каневский, во многих отношениях человек, исполняющий сегодня роль раввина Шаха, начал коронавирусный кризис три недели назад таким же образом, игнорируя распоряжения правительства о закрытии иешив на карантин и настаивая на продолжении изучения Торы.
Но 29 марта даже ему стало ясно (или, скорее, узкому кругу, который кормит его информацией и выступает от его имени), что синагоги и иешивы стали очагами заражения, и число случаев COVID-19 в Бней-Браке резко возросло. Тогда они издали постановление, что каждая синагога должна быть закрыта, и с этого момента молиться можно только дома в одиночку. Трудно представить себе больший удар по раввинскому авторитету.
Еще до начала пандемии было ясно, что миллионное сообщество не может продолжать существовать, как отдельная автономия в израильском обществе. Соглашение, по которому раввины и их политические представители обеспечивали им финансирование в обмен на голоса в кнессете, также удерживало сотни тысяч юношей и девушек в ловушке пособий, лишая их общего образования и навыков, необходимых для современного рынка труда.
Уже было много признаков эрозии раввинской власти. Тысячи ультраортодоксов настаивают на академических занятиях и выходе на работу. Несмотря на призывы раввинов, средний возраст вступления в брак растет, а рождаемость снижается, поскольку многие ультраортодоксальные женщины больше не хотят быть просто матками для производства следующего поколения иешиботников.
Бней-Брак, «город Торы», больше не защищен. Евреи, которые посвятили свою жизнь учебе в иешивах, как мы видим, заболевают в гораздо больших масштабах, чем все остальные. Тора больше не спасает от смерти. Миллион мужчин и женщин, воспитанных в послевоенном духе ультраортодоксии, сейчас столкнулись с самой большой проблемой со времен Катастрофы.
Аншель Пфеффер, «ХаАрец» Ц.З.