

Прямо из Неаполя нас повезли в Помпеи, благо недалеко, меньше часа езды.
Проходим через турникеты музея под открытым небом и направляемся к легендарному
древнему городу. Этот древнеримский город был основан в 6-ом веке до нашей эры
на плодородных землях вблизи вулкана Везувий. Полтора века вулкан не беспокоил
местных жителей, а небольшие извержения не причиняли Помпеям никаких неприятностей.
В 62-ом году случилось первое серьезное извержение с землетрясением, значительно
разрушившее город, а в 79-ом году Везувий окончательно уничтожил Помпеи и его
окрестности. Из 20 000 жителей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек,
большинство же жителей покинуло город до катастрофы. Помпеи были погребены под
слоем камней и пепла. Через столетия всё забылось, и люди опять стали селиться вблизи
спящего вулкана, их привлекали плодородная почва, близость моря и замечательный
климат. Во время земляных работ стали находить остатки крепостных стен, сооружений,
фрагменты фресок и надписей, и уже с середины 18-го века здесь начали проводять
раскопки. Сегодня можно рассмотреть практически весь древний город, но где-то четверть
его закрыта для посетителей и даже не раскапывается – оставлена для будущих поколений.
Первым объектом на нашем пути стал Квадрипортик (квадратная площадь с портиком) –
своеобразное фойе рядом стоящих Большого и Малого театров, место для отдыха и
укрытия от солнца и дождя для зрителей, ожидающих представление. Большой центральный
внутренний двор окружен портиком с 74-мю дорическими колоннами. После землетрясения,
разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, его приспособили для
школы гладиаторов. По периметру из вулканической породы пристроили небольшие отсеки,
в которых размещались гладиаторы, над ними - более просторные помещения для
инструкторов. В ходе раскопок здесь были найдены шлемы и мечи, украшенные сюжетами
из греческой мифологии, парадные одежды, расшитые золотом, богатые ювелирные изделия.
С северо-восточной стороны к Квадрипортику примыкает Малый театр (Одеон) на 1500
зрителей. Здесь давались музыкальные и поэтические представления перед избранной
публикой, для лучшей акустики Одеон был покрыт четырёхскатной черепичной кровлей.
Нижние 4 ряда сидений предназначались для элиты города, остальные 17 рядов
отделялись от нижних парапетом. В углах за полукружием мест помещались лестницы
и над ними еще несколько рядов. По краям парапета были статуи из туфа, из туфа
же были и сидения–ступени.
С северо-западной стороны к Квадрипортику примыкает Большой театр на 5000 зрителей, самый
ранний из сохранившихся каменных театров. Если Малый театр отражал древнегреческую
культуру с ее высокой духовностью, то Большой театр отражал древнеримскую, рассчитанную
на примитивные запросы толпы. На его сцене проходили комедии, драмы, пантомимы,
фарсы. Ряды мест для зрителей расположены на естественном склоне, нижние несколько
рядов предназначались для знатных горожан, два балкона над боковыми входами — для
жриц и организаторов представлений. Театр был построен из бутового камня, и лишь сцена
сложена из кирпичей. Полукруг зрительских мест-ступеней разделен на пять секторов, как в цирке.
Сцена театра была приподнята и декорирована колоннами, карнизами и статуями.
Сохранились кольца, с помощью которых натягивали тент, защищавший зрителей от
солнца и дождя. Акустике Большого театра Помпей могут позавидовать многие современные
театры. В наше время эта античная площадка используется для концертов, оперных
и театральных постановок.
Полюбовавшись театрами, отправляемся гулять по улицам мертвого города. А улицы
в нем есть узкие для пешеходов и маленьких повозок и широкие для проезда колесниц
и конных повозок, вымощены они кусками доисторической вулканической лавы. Тротуары
приподняты над проезжей частью, а пешеходные переходы в виде двух-трех плоских
валунов на дороге, положенных с зазорами, позволяющими проезжать повозкам и
колесницам. Представляете, сколько людей ходили по этим улицам тогда и сейчас…
Удивительное чувство…

На перекрестках и улицах города было много питьевых фонтанчиков, куда поступала вода
из городского водопровода. Из некоторых можно напиться и в наше время. На фото один из таких.
Это двор пекарни. Огорожено, чтоб не затоптали, место, где была ручная мельница,
от которой сохранился только фундамент. В доме пекли хлеб и продавали его через окошко.
А такие вот знаки на камнях проезжей части и тротуаров ведут посетителей в лупанарий.
Так назывался, как вы, наверное, уже догадались, публичный дом. Работницы этого
заведения зазывали клиентов, высовываясь в окна, волчьим воем, а волк по латыни –
лупус, отсюда и название. В здании этом на первом этаже просторный холл с фресками-меню,
на которых были изображены разнообразные предоставляемые услуги (фрески, кстати,
хорошо сохранились), на втором этаже маленькие нишки-альковы с короткими
каменными лежанками (скорее сиделками). Подобные услуги предоставлялись и в
специальных комнатках над винными лавками, а фрески эротического содержания
были почти в каждом доме – жители Помпей не отличались аскетизмом.
Уже писала, что раскопки в Помпеях сейчас почти что не производятся – пока не
существует способов консервации раскопанного, оно потихоньку разрушается под
воздействием времени и природы. Поэтому решили не трогать оставшуюся не
раскопанную часть Помпей, но реставрация идет полным ходом.
Улицы и дома, огороженные такими металлическими конструкциями, как раз
находятся на реставрации.
По подсчетам археологов в Помпеях было более 800 жилых домов, еще больше
предприятий и мастерских, более 300 общественных зданий. Жилые дома были
разные – инсулы (многоквартирные дома), усадьбы, многокомнатные дома состоятельных
граждан, домишки на 2-3 маленькие комнатёнки. Дом Менандра – один из богатейших
и хорошо сохранившихся домов. Назван так археологами по сохранившейся в нем фреске,
на которой изображен древнегреческий комедиограф Менандр. В богатых домах было
два внутренних двора - большой открытый двор с колоннадой и галереей (перистиль)
и крытый дворик поменьше (атрий). В галерею выходили двери из комнат и лестницы
на верхние этажи. Окна даже в богатых домах были редкостью – комнаты освещались
через дверные проемы и косые отверстия в потолке (чтобы в помещение проникали свет
и свежий воздух, но не дождь), зато такие помещения хранили прохладу даже в жару.
Это открытый двор перистиль, где устраивали небольшие сады, зоны отдыха,
места для тренировок.
В галерее перистиля часто располагалось домашнее святилище, в наиболее богатых
домах устраивались бассейны с фонтанами.
Спальня в доме. На стенах фрески, в том числе и эротические. Свет в спальни проникал
из открытого солнечного внутреннего двора. В подвале этого богатого дома был найден
клад с серебряными предметами, много ценной посуды. Сами обитатели дома при первых
предвестниках беды успели покинуть опасный район, а вот мародерам не повезло – в
доме было найдено много тел с кирками и лопатами.
Это еще один хорошо сохранившийся богатый дом – дом братьев Веттиев, бывших
рабов, сумевших разбогатеть благодаря торговле, и выкупить свою свободу. Братья
были не женатые, в одной из комнат их дома жила и работала рабыня, прейскурант
на ее услуги был написан прямо на стене дома. На фото крытый атрий дома, посередине
небольшой бассейн для сбора воды (имплювий). Крыша атрия делалась специально таким
образом, чтобы дождевая вода стекала именно в бассейн. Эту воду использовали в
хозяйственных целях, питьевую брали в уличных фонтанах. Со временем был построен
городской водопровод с ответвлениями в богатые и знатные дома. Дно имплювия и пол
атрия украшали мозаичными картинами и орнаментом.
Дом Виттиев был перестроен из нескольких домов, поэтому в его противоположной
части есть еще один атрий с небольшим имплювием и скульптурными фонтанами.
Прихожую дома украшает довольно хорошо сохранившаяся фреска, изображающая
царя Приапа с неправдоподобно увесистым орудием. Здесь нет и намека на распущенность –
это был общепринятый символ плодородия и благоденствия. Вот и на фото всего
лишь домовое святилище.
В домах Помпей редко где сохранились вторые этажи и крыши. Вот здесь остались
только колонны от портика. На первом этаже была, видимо, какая-то хозяйственная
комната. В таких кувшинах хранили зерно, оливковое масло и даже использовали
их в качестве ночных ваз. В этом случае вазы с содержимым выставляли на улицу,
где это содержимое собирали суконщики и прачки, чтоб использовать в своей работе.