Вчера гуляли в парке Царицыно – захотелось природы, простора, архитектурных красот, другими словами, отдохновения души. Много всего нафотала, и при разборе фоток стало интересно сравнить одни и те же места в разные времена года. Позапрошлой зимой приезжала Иришка (Ирина1962), и мы с ней гуляли в зимнем Царицыне. Фотки куда-то затерялись, поэтому отчет так и не сделала, а тут они волшебным образом нашлись, и я делюсь с вами этим прекрасным уголком Москвы.
Погода вчера была солнечная, теплая, за главными входными воротами в парк на клумбах уже вовсю цвели тюльпаны. На островке-подкове посреди Среднего Царицынского пруда работал цветомузыкальный фонтан, а зимой его консервируют и закрывают к нему проход по Западному и Восточному арочным мостам.
Сразу после арочных мостов начинается усадьба Царицыно. Все ее постройки восстановлены из руин и отреставрированы. У разрушенных до основания корпусов сохранены фундаменты или нанесена на землю разметка из гранитных плиток. Чистота, ухоженность, бережное отношение к природе и архитектуре – это то, что сразу бросается в глаза. Так вот, первым нам встречается Третий кавалерский корпус, он строился для придворных Екатерины Второй. Но так как она просто не успела пожить в Царицыне, усадьбу стали использовать в качестве дачного комплекса для знати. В Третьем кавалерском был трактир, затем дача, а сейчас музей «Дачное Царицыно». За церковью продолжает своеобразную дугу у левого крыла Большого дворца Второй Кавалерский корпус. Долгое время он пустовал, а сейчас там основные художественные коллекции музея-заповедника.
Дальше храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — самая старая постройка в Царицыне. Его возвел молдавский князь Матвей Кантемир-младший, сын одного из владельцев усадьбы до того, как ее выкупила Екатерина Вторая. Вода в часовенке той церкви ну очень вкусная
С небольшого холма, на котором стоит церковь, открывается живописный вид на Большой мост через овраг, по которому в основном подвозили в усадьбу провизию, заезжали телеги с простым людом. Это самый крупный мост 18-го века, который сохранился до наших дней, его длина 80 метров.
Весенняя и зимняя природа Царицына.
И завершает дугу Первый Кавалерский корпус. Поначалу его снимали под дачу состоятельные чиновники и купцы, затем там располагались Дом советов, детский дом, музыкальная школа. Сейчас в этом здании размещается администрация музея.
Парадный фасад Большого Царицынского дворца. Его постройку Екатерина Вторая поручила придворному архитектору Тимофею Баженову. Результатом она осталась не довольна, и архитектору Матвею Казакову пришлось полностью переделывать постройку. Вместо двух рядом стоящих дворцов для Екатерины и ее сына Павла он построил пышный помпезный дворец, в центральной части которого были парадные и бальные залы, а крылья предназначались императрице и ее сыну. Вскоре Екатерина умерла, в резиденции так никто и не пожил, так как Павлу она была не нужна. Дворец построен в псевдоготическом стиле, украсил его башенками и шпилями со звездами Казаков, используя проект Баженова – в итоге получилось довольно странное, немного неуклюжее и несбалансрованное в художественном смысле здание.
У правого крыла Большого дворца небольшие ворота, ведущие во двор, куда выходят Хлебный дом, галерея-ограда с воротами, соединяющая дом и дворец, и вестибюль музея усадьбы. Вход в музей – современная постройка из стекла, что еще больше добавляет эклектики (видимо, вдохновлялись стеклянной пирамидой Лувра

).
Хлебный дом в виде куба с закругленными углами строился как кухонный комплекс. В последствии в нем были лечебница для крестьян, гостиница для дачников, коммунальные квартиры. Сейчас же в этом корпусе хранится большая коллекция декоративно-прикладного искусства советских времен, а во дворе-атриуме проходят концерты и театральные мероприятия. Перед Хлебным домом памятник Тимофею Баженову и его ученику Матвею Казакову.
Задний фасад Большого дворца выходит на огромную поляну, где растет вековой дуб. На этой поляне лежат-сидят под весенним солнышком люди, бегают дети и собаки – лепота… Зимой же она покрыта снегом, и редкие тоненькие тропки пересекают сугробы.
Если пойти дальше по аллее мимо правого крыла Большого дворца, то в конце нее стоят Фигурные ворота, разделяющие дворцовую и парковую части усадьбы. Проем арки украшен белокаменным декором, похожим на виноградную лозу, поэтому ворота еще называют Виноградными. А перед Фигурными воротами стоит Оперный дом или Средний дворец, он предназначался для небольших официальных приемов и домашних спектаклей. Сначала московский купец Карл Лекен планировал устраивать здесь музыкальные вечера, но его выслали из страны, и дом пришел в запустение. Сейчас в Оперном доме проводят концерты и выставки.
По этой аллее напротив правого крыла Большого дворца стоит Малый дворец, на его фасаде вверху вензель императрицы. Это здание предназначалось для уединенных кабинетных занятий и конфиденциальных бесед. Купец Лекен открыл в нем кофейный дом, потом здание пустовало и разрушалось, сейчас в нем проходят выставки фарфора, стекла, керамики и современного искусства.
Нагулялись, надышались, насмотрелись и идем к выходу. Если мы заходили в усадьбу через арочные мосты с левой стороны Большого дворца, то выходим с правой стороны через Фигурный мост. Он очень красив и напоминает мосты в рыцарских замках.
Под аркой Фигурного моста проходит аллея, бывшая парадным въездом на территорию усадьбы Царицыно. И если наверху Фигурный мост выглядит легким, изысканным, ажурным, то снизу он предстает как монументальное крепостное сооружение. Вот через арку этого моста мы и выходим за пределы усадьбы.
Прощальный взгляд на пруд, на газон, где вовсю уже цветут нарциссы, и на этом наша прогулка заканчивается
