логотип

Вирус гепатита С поражает иммунную систему организма, в результате чего Т-клетки оказываются неспособными выполнять свои функции. Новое исследование в моделях на животных позволяет предположить, что блокирование белка, необходимого для жизнедеятельности вируса, может привести к восстановлению иммунной функции, что позволит организму бороться с инфекцией. Работа, проведенная командами из Научно-исследовательского института Национальной детской больницы (The Research Institute at Nationwide Children’s Hospital) и Университета Эмори (Emory University), была опубликована в сети 26 августа в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Предшествующие исследования показывают, что лечение с помощью антител, ингибирующих белок, называемый белком запрограммированной клеточной смерти PD-1, может уменьшать опухоли при применении у человека. Кристофер Уокер (Christopher Walker), доктор философии, ведущий автор исследования и директор Центра вакцинации и иммунологии (Center for Vaccines and Immunity) Национальной детской больницы отмечает, что эта новая работа дает основания полагать, что применение антител к PD-1 может быть одинаково эффективно для лечения гепатита С и других хронических вирусных инфекций человека.

PD-1 представляет собой регуляторный белок, способствующий нормальному функционированию иммунной системы. Как правило, этот белок выступает в роли «переключателя», выключающего иммунные реакции по достижении контроля надо инфекцией. Некоторые вирусы, такие как вирус гепатита С (ВГС), оказывают влияние на PD-1 таким образом, что Т-клетки теряют способность бороться с инфекцией, так называемое состояние «истощения Т-клеток». Результатом является пожизненное сохранение ВГС в печени, повышающее риск развития цирроза, рака печени и других серьезных заболеваний.

Исследователи изучали действие повторных доз антител к PD-1 в моделях хронической инфекции ВГС на животных. Несмотря на то, что ответы были неоднозначны, у одного животного наблюдалось резкое увеличение активности Т-клеток в отношении ВГС в печени, а также резкое снижение вирусной нагрузки. При более тщательном изучении было установлено, что у этого животного до начала лечения было более высокое содержание ВГС-специфичных Т-клеток в печени, что может означать, что успех терапии зависит от количества ВГС-специфичный Т-клеток в печени до начала лечения.

«Мы предполагаем, что эти Т-клетки присутствовали в печени годами в количестве, слишком малом для определения, но после лечения их количество смогло возрасти, – говорит доктор Уокер. – У животного, у которого наблюдался ответ на терапию, сильный ответ отмечался на ранней острой стадии инфекции. Это означает, что одним из прогностических факторов ответа на терапию антителами к PD-1 является характер Т-клеточного ответа на ранней стадии инфекции».

Другим интересным открытием данного исследования стало воздействие антител на Т-лимфоциты CD4+, Т-хелперы, способствующие развитию клеток Т-киллеров CD8+, которые специфически поражают инфицированные вирусов клетки печени. Одним из признаков хронического ВГС является потеря CD4+ клеток.

«Нам неизвестно, является ли сигнал, передаваемый PD-1, основным механизмом ингибирования хелперных клеток, поэтому восстановление ответа CD4+-хелперных клеток в данном случае представляет некоторые косвенные доказательства того, что передача сигнала PD-1 также негативно влияет на хелперные клетки», – продолжает доктор Уокер.

«Поскольку большая часть исследований ВГС сейчас направлена на разработку противовирусного лечения, вполне вероятно, что эти новые результаты могут оказать большее влияние на методы лечения хронического гепатита (ВГВ), чем на методы лечения ВГС, изучаемого в данном исследовании», – отмечает доктор Уокер.

«Хронический гепатит В является даже большей проблемой общественного здоровья, чем ВГС, а препараты прямого действия позволяют контролировать инфекцию, но не уничтожают вирус, – продолжает он. – Восстановление иммунитета – это заветная цель в лечении ВГВ».

С этой целью команда доктора Уокера планирует изучить предоставляемое данным исследованием представление о том, почему терапия антителами к PD-1 иногда бывает эффективной, а иногда нет. В частности, исследователей интересует, какую роль характер Т-клеточного иммунного ответа до начала лечения играет в развитии терапевтического ответа.

«Сила Т-клеточного иммунного ответа может сильно варьироваться при первичном инфицировании вирусом, от очень сильного ответа до его отсутствия», – отмечает доктор Уокер, который также преподает педиатрию и молекулярную вирусологию, иммунологию и медицинскую генетику в Университете штата Огайо (Ohio State University).

«В случае очень сильного устойчивого ответа, как правило, достигается избавление от вируса. При меньшей силе ответа вирус остается, – говорит доктор Уокер. – Это исследование показывает, что, если при первичном инфицировании Т-клеточный ответ был хорошим, но недостаточным для полного уничтожения вируса, через несколько лет блокада PD-1 может быть эффективна. В случае же, когда на начальной острой стадии инфекции Т-клеточный ответ выражен слабо, менее вероятно, что блокада PD-1 будет эффективна».

Перевод для www.hv-info.ru Katya Shabunevich